Территория и здания металлургических заводов

Металлургические заводы, согласно действующим законам, должны проектироваться и впоследствии строиться по отношению к жилым территориям исключительно с подветренной стороны, чтобы образующиеся ввиду его деятельности газ, дым и прочие загрязняющие местность продукты не проникли в на жилые районы. Исходя из этого принципа свод санитарных правил (СН-245-63) предусматривает отвода защитной зоны разделяющей своим пространством предприятия и кварталы с жителями населенных пунктов. Для заводов металлургической промышленности минимальный размер по ширине установлен в 1000 м. Данная ширина защитной линии допустимо только при условии соблюдения специальных мер противодействия загрязнениям. На всем протяжении зоны производят посадку специальных пород кустарников и деревьев.

Территория металлургического завода Не меньшую значимость имеют мероприятия направленные на отвод выбросов через системы труб большой высоты в расположенные выше атмосферные слои, что дает возможность рассеивания вредоносных веществ в атмосфере и существенному уменьшению объема газов и пыли в городах и поселках.

Металлургическое производство должно базироваться на обширной территории, это нужно в первую очередь для рационального планирования логистики. Чрезмерная застройка создает опасность для всевозможных транспортных происшествий и аварий и ухудшает аэрацию цехов.

В момент проектирования генерального плана специалисты обязательно закладывают возможность, для будущего расширения производственных мощностей выделяя площади под эти цели. Рационально спланированный план месторасположения основных цехов и подсобных помещений в последующем весьма благотворно влияет состояние безопасность и помогает максимально эффективно заботиться о сохранении здоровья людей. В процессе разработки учитывается положение розы ветров на конкретной местности с расчетом, чтобы выбросы от сталеплавильных цехов и доменных печей относились в сторону от заводских построек и лабораторий.

Осуществление безопасного перемещения людей по территории также является приоритетом в процессе разработки проекта заводских сооружений. В начале нужно не дать возможность людям перемещаться по ж/д путям. Чтобы это реализовать проектировщики закладывают в проектную документацию устройство переходных мостов и туннелей, благодаря которым и рабочие могут безопасно попасть в цеха. Мосты, на которых концентрируется большой поток людей, следует оснастить эскалаторами.

Располагать авто-переезд через железнодорожный путь нужно в месте, где удается обеспечить максимальный осмотр всей ветки железной дороги, что заблаговременно помогает человеку заметить приближение состава, а машинисту находящемуся в кабине — видеть дорожную ситуацию даже на удалении и своевременно сигнализировать, а в случае экстренных мер произвести полную остановку поезда. Переходы через пути как в прочем и переезды необходимо оснастить настилом, вмонтированном на одном уровне с рельсами. В месте, где наблюдается интенсивное перемещение грузов и живой силы переезды обычно оснащают шлагбаумами автоматического принципа действия и свето-звуковой аппаратурой для подачи сигнала. В ночной период переходы и переезды следует дополнительно освещать.

Для обеспечения логистики автотранспорта на заводской территории нужно устроить шоссе с гладким покрытием, которое в тоже время должно быть прочным. По бокам дороги обязательно предусмотреть проложить тротуары.
Территорию, на которой размещается производство нужно своевременно очищать от мусора и отходов, образовавшихся из-за деятельности предприятия, а летом, плюс ко всему дополнительно проливать водой. Зимой следует организовывать оперативную очистку ото льда и снега железной дороги проходящей по территории, а также шоссейной дороги совместно с прилегающими тротуарами. Место, где осуществлен проход людей, посыпается песком во избежание гололедных травм.
В ночное и вечернее время заводская территория освещается в соответствии с нормами, прописанными в документе (СН-245-63).


Здания и сооружения металлургических производств


Здания цехов заводов следует проектировать прочными и устойчивыми, а строительство их следует производить исключительно из несгораемых материалов. Для безопасного нахождения на крыше, выполненной на основе материалов малой прочности (стальные листы) следует дополнительно устроить настил из досок, которые укладываются вдоль аэрационных и световых фонарей. За текущим состоянием крыши зданий должен проводиться надзор. Кровля нуждается в плановом и своевременном ремонте. Крыши, изготовленные на основе металлических листов во избежание коррозии нужно окрашивать.
В цеховом пространстве вдоль фонарей вешают предо¬хранительную сетку, не дающую упасть стеклам вниз. Для обеспечения удобного доступа к окнам и фонарям следует изготовить передвижные люльки.

Особое внимание следует уделить полам в производственных зданиях. Их неудовлетворительное состояние ведет к травматизму и препятствует рабочему процессу. Полы желательно выполнять, мало теплопроводных, износостойких и диэлектрических материалов, также они не должны скользить в момент передвижения. В основных цехах их можно сделать металлическими, но в то же время рифлеными, а также бетонными. В помещениях, где существует возможность попадания на пол каких либо жидкостей, полы возводят из материалов, не вбирающих жидкость, и устраивают их под уклон для последующего отвода. При наличии в напольном покрытии коммуникационных каналов их в обязательном порядке следует перекрыть съемными железобетонными плитами на всем протяжении. Полы требуют своевременного ремонта, а также их необходимо содержать в чистоте, и время от времени производить мокрую уборку. Для обслуживания сталелитейного оборудования необходимо организовывать площадки с лестницами.

Входы и выходы из цехов и сооружений следует проектировать таким образом, чтобы они не пересекали транспортные ж/д пути. Для организации беспрепятственного выхода двери, а также системы ворот должны открываться только наружу. Количество мест входа в цех определяется спецификой производства и условиями и безопасной деятельности рабочих в цехах плюс ко всему они должны не препятствовать удобству эвакуации. Открытие и закрытие ворот должно осуществляться механическим способом. Открытые створки ворот требуют надежного крепления.

В холодное время года для препятствия охлаждению цеховых помещений в режиме открытых ворот проемы следует оснастить тепловыми завесами.

Здания всех без исключения цехов металлургических производств должны обеспечиваться вентиляцией и освещаться согласно нормам проектирования предприятий промышленного назначения (СН-245-63).
Решения требует вопрос отопления помещений в зимнюю пору года.

В горячих литейных цеховых областях выделяется ввиду деятельности большое количество тепловой энергии, благодаря чему особая нужда в устройстве отопительных систем отсутствует. Чтобы сберечь в цехах комфортную температуру в зимнее время несколько заглушают системы вытяжных и приточных отверстий. Цеха в которых наблюдается незначительный избыток тепла следует заранее предусмотреть устройство бытовок с наличием обогревательных элементов необходимых для обогрева работающего персонала. В качестве источника тепла в этих помещениях выступают центральные отопительные системы или стационарные элементы. В исключительных случаях целесообразно применение для осуществления обогрева небольших помещений электрических печей безопасной конструкции (в кабинах кранов и т. п.). Для отопления отдельных участков пространства используют устройства лучистого отопления.

Металлургические заводы, как и любые промышленные и жилые помещения оборудуются производственной и хозяйственной канализацией. Слив грязных вод в системы городской канализации осуществляется только после официального разрешения санитарных служб.