Недавнее повышение железнодорожных тарифов может отрицательно сказаться на украинских производителях ферросплавов

ПАО «Украинская железная дорога» (АО "Укрзализныця"), украинский государственный железнодорожный оператор, намерен с 1 февраля 2019 года повысить железнодорожные тарифы на 16,6%, а затем ещё три раза (в мае, августе и ноябре) на 2,5%. Помимо этого, компания введет стандартизацию классификации грузов, что приведет к увеличению транспортных расходов на некоторые товары. Согласно новому приказу Министерства инфраструктуры Украины, с 1 января текущего года марганцевая руда попадет во II тарифный класс (в предыдущем году - I тарифный класс).

По оценкам Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), повышение  ж/д тарифов приведет к увеличению транспортных расходов на импортируемую марганцевую руду на Никопольском заводе ферросплавов (+25,5%), а также на местную Mn руду (+11,5%), шлак (+ 14,7%). В результате, общие транспортные расходы за месяц возрастут на 8,4 млн грн (300 тыс. $ с учетом НДС) или на 100 млн грн (3,6 млн $) в год. Транспортные расходы для Запорожского завода ферросплавов увеличатся до 3,5 млн грн (126,9 тыс. $). УкрФА считает, что такой значительный рост цен приведет к повышению стоимости основных видов продукции и снижению рентабельности ферросплавных заводов.

Учитывая, что марганцевая руда является основным стратегическим ресурсом Никопольского завода ферросплавов (потребление более 2,2 млн тонн в год), такие изменения поставят под угрозу экономическое положение предприятия и ослабят его позиции на мировом рынке ферросплавов. Не исключено, что изменения могут привести к остановке завода.

УкрФА также отмечает, что производители ферросплавов не удовлетворены качеством услуг Укрзализныци. Если добавить скрытые факторы, простои и несвоевременную поставку вагонов, то, что «Укрзализныця» не несет ответственности за защиту грузов, ремонт вагонов производителями, грохот пустых эшелонов, то у нас будет как минимум 40% дополнительных затрат на основной продукт.

Также для ферросплавных заводов ситуация усугубляется новыми правилами расчета тарифов на электроэнергию, вступившими в силу с 1 января, которые предусматривают предоплату за поставки. Исполнительный директор УкрФА Сергей Кудрявцев считает, что этот авансовый платеж сводит на нет все программы заработной платы и другие текущие платежи. Если раньше  электроэнергию оплачивали после поставки, то теперь предприятия должны внести предоплату, согласно оценкам ДП "Енергоринок".