Мировая черная металлургия

Данная отрасль тяжелой промышленности основана на заготовительных этапах исходных материалов, изготовлении чугуна, стали, проката и ферросплавов.

Исходя из степени готовности главного цикла (плавка чугуна, стали и проката), она включает металлургические комбинаты, состоящие из трех переделов, а также компании передельной (исключая плавку чугуна) и малой металлургии. В особенности можно отметить компании, специализирующиеся на электротермическом типе создания сталей и ферросплавов.

Мировая черная металлургияМатериалами, которые применяются в черной металлургии, являются железо-, марганцево- и хромосодержащие руды.
Из года в год на нашей планете ведется добыча около 1 млрд. тонн руды. Больше чем 50 % от всей добычи приходится на Китай – 23 %, Бразилию – 17 % и Австралию – 13 %.

Причем темпы добычи в них лишь возрастают. Железную руду добывают в больших объемах также в Российской Федерации, Украине, Соединенных Штатах Америки, Республике Индия, Канаде, Боливарианской Республике Венесуэла, Французской Республике, Республике Казахстан и других.

 Довольно крупными экспортерами руды являются Бразилия и Австралийский Союз, доля которых равна 60 % от всего экспорта.



Немало стран, которые сами ведут добычу железных руд, среди которых находятся США, Соединенное Королевство, Италия, Китайская Народная Республика, еще их и импортируют. Крупными импортерами являются: Япония, Германия, Корея.

Комбинаты, претерпевшие какие-либо структурные превращения в данной отрасли, сохраняются главным видом предприятий черной металлургии в большей доле прогрессивных стран. Металлургия полного цикла выделяется использованием большого объема материалов при производстве, то есть у них значительный уровень расходов на применяемые материалы относительно массы продукта после извлечения.


Больше всего расходов отводится на железную руду, чуть меньше – на коксующийся уголь. Чтобы извлечь 1 тонну чугуна, потребуется использовать как минимум 1,5 – 2 тонны железной руды, минимум 1 – 1,2 тонны коксующегося угля, а сырья вместе с топливом потребуется от 4 до 5 тонн. Поэтому наилучшими районами для металлургического производства все время считались страны и регионы с наличием обильных залежей железной и марганцевой руд, а также топлива. Особой комбинацией коксующегося угля, железных и марганцевых руд отличаются на общем фоне такие страны как Индия, Китайская Народная Республика, Казахстан, Австралия, Донецкий и Приднепровский районы Украины.

Тем не менее, настолько богатые природными ресурсами места можно встретить крайне редко. По этой причине, немалая часть металлургических районов образовалась, либо неподалеку железнорудных разработок (Лотарингия – регион на северо-востоке Франции, альпийский горный хребет – Италия, Королевство Швеция, Бразилия), либо в зонах добывания каменного угля (Рурский регион – Германия, Пенсильвания – США, Донбасс – Украина, Кузнецкий угольный бассейн – Российская Федерация).

 Еще одна немалая сырьевая составляющая черной металлургии представляет собой металлолом (амортизационный лом – будущий компонент металлической доли шихты; отработанный металл сталелитейных предприятий и другие). Повторное использование металлолома обуславливается большей выплавкой стали, чем чугуна. Значительно дешевле получить готовую сталь из лома, нежели пройти весь цикл, включая доменное производство.


В процессе аккумулирования запасов вторичных исходных материалов растет число стран, где первичные этапы металлургии были замещены применением своего или ввозимого металлолома. В Соединенных Штатах Америки практически 50 % стали повторно перерабатывается из отходов лома. Практически такая же картина наблюдается в ряде других стран с развитой экономикой, а также в новых промышленно развитых странах, в частности азиатских, и в Российской Федерации.


Кроме укоренившихся с давнего времени регионов черной металлургии, которые были образованы в части стран, и состояли либо из железных руд с каменным углем, либо раздельно – из угля, руды и металлолома, отрасль в последнее время с большой скоростью развивалась в приморских регионах. Расположение такой отрасли в подобных местах дает возможность доставки исходных материалов и топлива, а также отгрузки готовой продукции через море.

Вместе с тем в ряде иных случаев импортирование руды, лома и угля является выгоднее, нежели задействование своих хранилищ и месторождений. К примеру, подавляющее число комбинатов Японии размещено вдоль набережной, что облегчает прием сырья через море. Она импортирует руду из Австралии, Индии, Федеративной Республики Бразилия, а каменный уголь – из Австралии и Китая. Большие металлургические комбинаты возведены в портовых городах Италии, Франции, США, Китая, Германии, Соединенного Королевства, Бельгии, Нидерландов. Все они также размещены с учетом импортирования железной руды и каменного угля (Европа импортирует руду из Африки и Латинской Америки, а США из Бразилии, Боливарианской Республики Венесуэла и Канады; уголь Европа импортирует из США).


В изготовлении сталей в мировых масштабах (около 0,7 – 0,75 млрд. тонн) на первых местах находятся: Китайская Народная Республика, Япония, США, Германия, Южная Корея, Бразилия, Королевство Англия, Франция, Италия. Изготовление стали по большей части приходится на: Австралию, Канаду, Южно-Африканскую Республику, Королевство Швеция, Австрийскую Республику, Испанию, Украину, Польшу, Бенилюкс.


Количество стран, на долю которых в мире приходится выплавки сталей в пределах 40 %, постоянно растет. Изготовление сталей в странах Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию, в последнее время сильно уменьшилось. Однако Российская Федерация все еще считается одним из крупнейших экспортеров черных металлов (в пределах 15 %). США являются самым крупным импортером черных металлов.